Ралли-марафон Дакар — настоящая кладезь историй, героев и разнообразных случаев. Счастливых и не очень. Однако сама гонка скрывает в себе массу условностей и нюансов, в которых лучше разбираться хотя бы приблизительно. Чтобы понимать, что вообще происходит.
1. ОРГАНИЗАТОРЫ ДАКАРА ТАКЖЕ ПРОВОДЯТ ТУР ДЕ ФРАНС
Тур де Франс и… Дакар. Два мероприятия, оба используют колесный транспорт и оба являются испытанием на выносливость и командную работу, а также мастерство гонщика. Но помимо того факта, что Дакар буквально находится в другом мире, разве он не кажется миром, очень далеким от группы парней, отправляющихся на велосипедную прогулку в Альпах?
И все же Amaury Sport Organisation, которая приняла ралли Дакар от Жильбера Сабина (отец Тьерри, который сохранил наследие своего сына), также выполняет всю работу по подготовке к Тур де Франс. Ну, или почти всю.
2. ЧТОБЫ БЫТЬ УСПЕШНЫМ, ВЫ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МУСС
Очевидно, не средство для волос — сейчас не 1992 год, и даже если бы это было так, мы полагаем, что в ралли-рейде от него было бы немного пользы.
Как описывает компания KTM, которая активно продвигает мусс, это «вставка из пенопласта, которая заменяет внутреннюю камеру внутри шины».
«Он устойчив к проколам и может выдержать большие нагрузки даже на самых грубых, каменистых покрытиях».
Таким образом, помимо невероятного количества тренировок, физической подготовки, умственной решимости и природного навыка вождения на двух колесах, вы никуда не денетесь без огромного количества мусса.
3. ЕСТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ, ЧТО НЕ ВСЕ, КТО СТАРТОВАЛ, ФИНИШИРУЮТ
Если вы не можете хорошо подготовиться, вам стоит готовиться к неудаче. Хорошая пословица. Дакар добавляет к этому от себя: «Вам, наверное, все равно следует подготовиться к неудаче».
В прошлом году почти две трети участников преодолели всю дистанцию гонки. Это хороший показатель по меркам Дакара; в 2019 году — чуть больше половины, в 2006 году — в лучшем случае два из пяти. В 2005 году этого не сделал даже каждый третий. То же самое касается и предыдущего года, и 1998… и 1990. Что-то вроде главной фишки гонки.
В 1987 году даже четверти стартовавших не удалось финишировать, а в 86-м финишировал лишь каждый пятый.
Опять же, как однажды сказал директор мероприятия, «если бы все финишировали в гонке, это был бы не Дакар».
4. ЧТОБЫ ДОБРАТЬСЯ ДО СТАРТА, ГОНЩИКИ ПРОЕЗЖАЮТ ДИСТАНЦИЮ БОЛЬШЕ ОБЩЕЙ ДЛИНЫ ГОНКИ ФОРМУЛЫ 1
Глядя ежедневные обзоры Дакара, легко предположить, что гонщики начинают гонку сразу за пределами бивуака, а затем подъезжают к финишу к ожидающей команде, теплому приему и прохладительным напиткам. Ну, не совсем.
Пару лет назад съемочная группа засняла мотоциклиста Дэниела Сандерса, когда он спокойно объяснил, что в первый день ралли требовалось проснуться в 2:30, четыре часа добираться до точки старта этапа, а затем полный день гонок, навигации и концентрации на маршруте. И это был первый день.
5. ЕСТЬ МЕНЕЕ ИЗВЕСТНЫЙ, НО БОЛЕЕ СЛОЖНЫЙ СПОСОБ ПОУЧАСТВОВАТЬ В ДАКАРЕ
Участвовать в Дакаре тяжело. Хотя это и так очевидно. Соревноваться на мотоцикле еще сложнее. Ну, конечно же, вы стоите и балансируете на подножках в течение нескольких часов подряд, подвергаясь воздействию самых суровых условий, постоянно выбирая оптимальный маршрут на всех типах поверхностей, которые находят компромисс между соревновательным темпом и возвращением домой в целости и сохранности.
Теперь представьте, что вы делаете все это самостоятельно. Только вы, ваш мотоцикл и одна коробка инструментов, чтобы починить все, что сломается. И оно сломается. Обязательно.
Первоначально называвшийся Malle-Moto (Malle по-французски означает «коробка», «багажник» или «кейс», а Moto говорит сам за себя) — класс, теперь известный как «Original by Motul», представляет собой попытку привнести первоначальный любительский дух авантюризма, с которого начинался Дакар.
Это катастрофически сложно, однако российская мотогонщица, Анастасия Нифонтова, участвовала в этом зачете и прошла гонку от начала до конца без поддержки команды.

6. ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПРОЕХАТЬ ДАКАР, ВАМ СТОИТ ХОТЯ БЫ НАЧАТЬ
Чтобы участвовать на автомобиле, багги, квадроцикле или вездеходе, вам нужна международная гоночная лицензия от FIA или FIM, пятизначная сумма за участие (которая включает в себя довольно много беготни еще до старта Дакара) и возможность взять довольно продолжительный новогодний отпуск. Это в основном все. Очевидно, вам понадобится водительский талант, чтобы получить вышеупомянутые права, деньги, чтобы купить гоночный автомобиль определенного типа, а также инструменты и запчасти для его ремонта, и склад характера, который позволяет вам по-настоящему наслаждаться сложнейшим двухнедельным соревнованием в песках на скорость.
Хотите сделать это на мотоцикле? Ну, это ваше желание. Реальность ситуации может проявиться немного раньше и тяжелее, чем вы думали, но давайте предположим, что вы знаете, во что ввязываетесь. Таким образом, чтобы принять участие в Дакаре, вам нужно уже быть опытным гонщиком ралли-рейдов и в прошлом участвовать в других международных ралли-рейдах.
7. НЕ МОЖЕТЕ ЗАКОНЧИТЬ ЭТАП? ВЫ ВЫБЫВАЕТЕ ИЗ ГОНКИ
Учитывая то, как начался Дакар, его неизменный дух приключений и дружеские отношения между участниками, почти шокирует тот факт, что организаторы Дакара на самом деле являются настоящими фанатиками.
Допустим, у вас потрясающая гонка. Лидерство после 10 этапов в несколько часов, а не минут. Затем вы ошибаетесь в навигации на 11 этапе и тратите так много времени, пытаясь вернуться на курс, что не успеваете вернуться к моменту закрытия этапа. Казалось бы, не проблема — вы просто восполните потерянные сегодня места, когда завтра вернетесь на трассу.
Нет, вы полностью выбыли из игры, дружище. Если вы не закончите любой из этапов, вы выбываете. Если вы не находитесь на стартовой линии, когда вам положено, вы выбываете. Машина сломалась, и вас дотащили до бивуака на «метле» (тягач организаторов, который едет в самом хвосте и подбирает тех, кто сошел)? Попытай удачу в следующем году, приятель.
Отличным примером этого был второй этап Дакара 2022, когда сломанный дифференциал полностью выбил из борьбы американского гонщика класса T3 Сета Кинтеро. Недавно правила «Дакара» были немного изменены, поэтому Кинтеро все еще мог принимать участие в следующих этапах, а не полностью выбывать из гонки, но он выбыл бы из гонки с точки зрения общего результата.
Кинтеро выиграл первый этап, затем вылетел из второго, и его мечты о Дакаре закончились еще на год. Так что он поступил единственно разумно и выиграл следующие 10 этапов, всего 11 побед из 12 этапов. Но не выиграл Дакар.
8. ОГРОМНАЯ ВЫСОТА НА ДАКАРЕ В ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ ОЗНАЧАЛА, ЧТО УЧАСТНИКИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ТРЕНИРОВАТЬСЯ В ГОРАХ
Когда Дакар был в Южной Америке, огромные высоты Анд и Атакамы доводили и без того трудную гонку до предела. В среднем мощность двигателей снизилась примерно на 20 процентов из-за нехватки кислорода на этих высотах. И если вы знакомы с биологией человека, вы, вероятно, сможете догадаться об остальном.
Таким образом, чтобы бороться с одышкой, наряду со всем остальным, что могла собрать Атакама, участники должны были тренироваться на высоте, чтобы приспособиться к работе в среде с низким содержанием кислорода. И да, мы говорим о том же, что делают люди перед попыткой восхождения на Эверест.
9. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕ РАЛЛИ ДАКАР МОЖЕТ ЗАНИМАТЬ МЕСЯЦ ИЛИ БОЛЬШЕ
Только не особо умный человек может сказать, что гонщики не спортсмены, и даже они, вероятно, признают свою ошибку после просмотра одной тренировки в спортзале для гонщика высшего уровня в любой гоночной дисциплине. Итак, чтобы затем подумать о специальной подготовке для тех, чья работа — это гонка на выносливость с одним водителем в течение двух недель и тысяч километров… ну, давайте просто скажем, что они в хорошей форме.
И все же даже гонщикам и пилотам высшего уровня, каждый из которых специально и интенсивно тренировался перед гонкой, может потребоваться больше месяца, чтобы оправиться от тяжелого испытания.
10. ОДИН ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ПОБЕДИЛ 18 РАЗ… ПОДРЯД
Быстрый вопрос: какой производитель из принимавших участие в Дакаре, наиболее успешен?
Нет, не Mitsubishi, даже с ее невероятным Pajero Evo. И нет, не КамАЗ тоже, хотя категория грузовиков в основном их дисциплина. Не Honda, Yamaha, BMW, Peugeot или кто-либо из выдающихся конкурентов на протяжении всей долгой истории Дакара.
Потому что ни один из этих брендов, какими бы легендарными ни были их истории, никогда не выигрывал 18 титулов в Дакаре подряд, а KTM выиграл. Это против промышленной мощи и невероятной инженерии Honda, Yamaha и BMW, а также 22 совместных побед, которые они одержали за десятилетия соревнований. Honda удалось завершить серию в 2020 году, удвоив ставку в 2021 году и уступив корону Gas Gas в 2022 году. Так что, если уж на то пошло, KTM переживает небольшой кризис. Что ж, если это продлится 18 лет, команда будет иметь некоторое представление о том, каково это…
11. ОДНАЖДЫ МАШИНА ЛИДЕРА РАЛЛИ БЫЛА ПОХИЩЕНА. НУ, МЫ ТАК ДУМАЕМ
В 1988 году Ари Ватанен лидировал в Дакаре на Peugeot 405 T16, когда команда остановилась на ночь в Мали. Есть кадры Жана Тодта — в то время руководителя команды Peugeot Talbot Sport — описывающего, как некто, «видимо, европеец», подошел к стойке регистрации в гостинице, в которой он остановился, и «попросил меня приехать на такси через 15 минут с суммой 250 000 франков». Мы не уверены, учитывал ли бюджет команды такие непредвиденные обстоятельства, но Тодт и команда в конечном итоге вернули 405 — однако не смогли избежать дисквалификации Ватанена с турнира 1988 года (он не успел на старт).
Как сказал тогда Ари, «вся эта история просто невероятна; это действительно как в кино».
12. СЛОМАЛСЯ? ЛУЧШЕ ВЗЯТЬСЯ ЗА ИНСТРУМЕНТЫ
Несмотря на то, что россыпь логотипов и дружные ряды профессиональных водителей (а также помощников, механиков, поваров, СМИ и кто знает кого еще) сильно облегчают жизнь на гонке, Дакар по-прежнему в первую очередь направлен на то, чтобы столкнуть человека с почти невозможным. Если бы участники, работающие в большой корпоративной команде, имели под рукой команду механиков на протяжении всего ралли, это было бы против духа Дакара. Это было бы преимуществом, которое организаторы считают несправедливым, во-первых, и есть риск, что победа в Дакаре будет зависеть только от того, сколько запчастей вы можете взять с собой.
Ответ столь же прост, сколь и серьезен: когда что-то идет не так, если вы не можете исправить это самостоятельно, вы выбываете из гонки. Конечно, есть некоторые уступки — другие участники могут помогать, и отчасти поэтому вы увидите, как профессиональные команды отправляют в гонку три экипажа, — но какой бы серьезной ни была заводская команда поддержки, они смогут помочь только после того, как вы закончите этап.
13. В МАРАФОНЕ ЕСТЬ МАРАФОНЫ
Вы знаете, как мы только что сказали, что даже профессиональные гонщики Дакара могут рассчитывать на заводскую поддержку только после завершения этапа? Но даже тут есть нюансы.
Эти нюансы называются на Дакаре марафонскими этапами, которые, по сути, представляют собой два последовательных дня ралли, объединенных в один «этап». Это означает, что, согласно правилам Дакара, участникам не разрешается получать какую-либо поддержку от своих машин поддержки в это время. Марафонские этапы организованы для того, чтобы уравнять шансы между новичками-любителями и заводскими командами с огромными бюджетами.
Еще в 2005 году организаторы придумали этап «Супермарафон», на котором транспортные средства участников конфискуются, как только они подъезжают к бивуаку. Это означает, что даже участники заводских команд из трех экипажей не могли помочь друг другу ремонтировать свои машины на бивуаке.

14. ЕСТЬ ОГРАНИЧЕНИЕ СКОРОСТИ. НЕТ, ПРАВДА
Без сомнения, зрелище двухмоторного DAF Яна де Роя, летящего через пустыню, было потрясающим. А если не видели, просто поищите его имя, Дакар и 1988 год. Подождем.
Если лень искать, расскажем коротко. В 1988 году Ян де Рой, выигравший предыдущий Дакар, 9 января на участке ралли Дьядо-Агадес на скорости около 180 км/ч не справился с управлением при штурме очередной дюны. Грузовик несколько раз перевернулся и буквально рассыпался на части. Инженер экипажа Кис ван Ловезийн погиб на месте. Де Рой и штурман Крис Росс попали в больницу с тяжелыми травмами. DAF после этого закрыл заводскую программу в Дакаре, а Де Рой вернулся в гонку в 2002 году (ему тогда было уже 58 лет). Его сын, Жерар до Рой, постоянно борется с экипажами КамАЗ-Мастер за лидерство в Дакаре.
Учитывая последствия гонок на высоких скоростях, имеет смысл наложить какое-то ограничение на максимальную скорость, которую грузовики могут развивать во время ралли. При скорости 140 км/ч это все еще быстрее, чем грузовики могут двигаться практически в любой точке мира.
Даже лучшие автомобили и мотоциклы теперь ограничены скоростью 170 км/ч и 160 км/ч соответственно, в то время как классы T3 и T4 привязаны к лимиту в 130 км/ч. Помимо формальных ограничений скорости, то, как теперь планируются трассы, способствует навигации и хорошей скорости на технических участках, а не тому, кто может сбить самый большой молот в гонке по прямой.
15. ДАЖЕ ПО УСЛОВИЯМ ДАКАРА НЕКОТОРЫЕ ГОНКИ ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛЫЕ
На протяжении многих лет ралли «Дакар» часто обвиняли в том, что участникам приходится очень сложно. Так что же это значит, когда вы слышите, что некоторые годы особенно трудны?
Что ж, в 1994 году организаторы решили, что гонка не должна заканчиваться в Дакаре, а должна пройти весь путь от Парижа до Дакара… и обратно.
Было ли это проще или сложнее, чем гонка 1988 года, когда участники были отправлены на этап, заслуживший титул «Этап ада», на самом деле это все равно, что задаться вопросом, легче ли идти без левой или правой ноги. В песках Сахары между Джанетом и Джадо в Алжире гонка стала проверкой того, насколько быстро участники могут копать. Треть всех участников застряла в песке, и даже заправщики не смогли проехать. В итоге организаторы гонки отменили весь этап.
Но самый тяжелый год в «Дакаре» очевиден — 1986 год. Это был не только самый длинный «Дакар» за всю историю, — около 9 300 миль, но и один из самых длинных спецучастков, когда-либо проводившихся — более 1 000 миль. Но как бы организаторы ни раздвигали границы, природа решает; сильная песчаная буря пронеслась по Сахаре, накрыв ралли и вынудив четырех из пяти участников сойти с дистанции. Это также привело к падению вертолета организатора Дакара Тьерри Сабина, в результате чего погибли он сам, его пилот, французский певец (и участник Дакара), журналист и радиоинженер.
16. ОДНАЖДЫ ПОБЕДИТЕЛЯ ОПРЕДЕЛЯЛИ БРОСАЯ МОНЕТКУ
В 1989 году босс команды Peugeot Talbot Sport Жан Тодт не хотел, чтобы его гонщики, идущие впереди всех, продолжали бороться и рисковать командной победой. Поэтому он подбросил монету, чтобы узнать, кто из экипажей выиграет. Это был Ари Ватанен, а не Джеки Икс.
Мы задаемся вопросом, компенсировала ли удача Ари в 1989 году… ну, что бы ни случилось в 1988 году.

17. ДАЖЕ МНОГИЕ ОРИГИНАЛЬНЫЕ ГОНКИ ДАКАР НЕ ЗАВЕРШАЛИСЬ В ДАКАРЕ
Случилось так, что Дакар был вынужден искать локации «без прямой, непосредственной угрозы со стороны террористов». Когда гонка отправилась со своим шоу в мировое турне, мысль, которая застряла у большинства людей, была некой вариацией на тему «Как гонка, которая называется Дакар, не приезжает больше в Дакар?».
Возможно, такие мысли и справедливы. Однако безопасность участников и персонала все же стоит во главе угла.
Дакар 1992 года в основном проходил по прямой линии через центр Африки, от Мисураты в Ливии до Кейптауна в Южной Африке. Гонка 1994 года действительно побывала в Дакаре, но затем вернулась в Париж. Как и события 1995 и 1996 годов. В гонке 2000 года, которую вы, возможно, помните как ту, в которой участники были переброшены по воздуху из Нигера из-за некоторых угроз, финишная черта была возле пирамид в Каире, а гонка 2003 года также закончилась в Египте. В целом сейчас уже вряд ли кто-то продолжает предъявлять претензии к соответствию названия и места проведения. Теперь Дакар больше бренд без привязки к конкретной локации.