Мы приезжаем снимать Prodrive P25 в 17:30. Но парковка забита, а входная дверь-вертушка у ресепшн неподвижна. Никто не спешит убегать домой. Все погружены в работу, чтобы нанести последние косметические штрихи на еще один фэнтезийный рестомод 2022 года. Так что, пока вспотевшие инженеры регулируют дорожный просвет, чистят моторный отсек и наклеивают важные наклейки «P25 PROTOTYPE» на каждую дверь, я предаюсь воспоминаниям.
Prodrive похожа на Игоря Крутого в автоспорте. А для читателей моложе 60 я повторю это с использованием обновленной лексики поп-культуры: Prodrive — это Максим Фадеев в автоспорте. Редко выходит на передний план, предпочитая стоять за громкими именами, которые находятся в центре внимания. Но он был там, за кулисами, руководя успехом на протяжении почти 40 лет.
В своей штаб-квартире недалеко от M40 недалеко от Банбери в Оксфордшире компания Prodrive проектировала и производила гоночные автомобили для Aston Martin GT и прототипы Ле-Мана, разработала электрические багги Extreme E и создала раллийную технику, достойную внесения в зал славы, включая все три Subaru, которые выиграли Чемпионат мира по ралли WRC.
Вот почему напротив входа у ресепшн стоят Metro 6R4 и две Impreza WRC. Все безукоризненно сохранились, украшая атриум. Через пару дверей с системой безопасности видна мастерская. Здесь находятся легенды на любой вкус: есть настоящая Impreza 555, по которой Колин МакРэй очень скучал, одержав на ней победу в Ралли Испании 1996 года, несмотря на отчаянные попытки его собственной команды остановить его из-за предполагаемого джентльменского соглашения, что он будет занимать позицию позади товарища по команде — Карлоса Сайнса-старшего.
Среди прочего, здесь есть Aston Martin Vantage GTE и чудовищный раллийный гиперкар Hunter мощностью 600 л.с.
И спрятанная в углу настоящая Impreza, на которой покойный великий Ричард Бернс участвовал в ралли Великобритании 2000 года. Она полностью оригинальна, вплоть до бутылки с водой для водителя и встроенного автомобильного телефона Nokia, который до сих пор лежит в своей старинной кобуре. Это машины, которые сделали синие Subaru с золотыми дисками знаменитыми, породив поколение постоянно развивающихся дорожных эквивалентов — и богатое наследие, которое современная Subaru, похоже, решила тихо похоронить и никогда больше не говорить о нем.
К счастью, Prodrive более чем счастлив вернуться к дням славы. Итак, когда усталая свита наконец отступает, вытирая руками взмокшие лбы и направляясь домой, мы остаемся в сокровищнице компании наедине с любовным письмом к раллийному Subaru — Prodrive P25. Если вы каким-то образом остались равнодушными к культуре рестомоддинга шестидесятых, например, к Porsche 911 от Singer, великолепным E-Type от Eagle и превосходной Alfaholics GTA-R, то, возможно, дитя девяностых вам больше придется по вкусу?
Prodrive P25 празднует четверть века с тех пор, как двухдверная Impreza с широким обвесом выиграла WRC, и, по сути, отвечает на вопрос: «Как должен выглядеть идеальный раллийный автомобиль для асфальтовых дорог и как он будет спроектирован?». Это не новое творение: база — что-то вроде единорога. Impreza 22B, у которой своя невероятная история происхождения.
Еще в 1998 году, стремясь извлечь выгоду из недавнего успеха в ралли и похлопать себя по плечу за 40 лет в автомобильном бизнесе, Subaru придумала свою собственную экстремальную уличную Impreza. Оппозитный четырехцилиндровый двигатель с турбонаддувом Prodrive P25 был расточен до 2,2 литра, и, хотя завод утверждал, что он соответствует безумному японскому обязательству не делать автомобиль более мощным, чем 276 л.с., 22B развивала более 300 лошадей. Великолепная только в цвете «синий металлик» на двухдверном широком кузове модель была распродана за 24 часа. Изначально все 400 единиц предназначались исключительно для Японии, но под мощным давлением со стороны международных фанатов ралли Subaru построила еще 24 машины: три для членов команды WRC, пять для Австралии и всего 16 для британцев. Сегодня стоимость на аукционе — в районе 300 000 фунтов стерлингов. Вполне себе донорская машина.
Prodrive оставляет кузов, двери и стекла, но все остальные компоненты, включая фирменное антикрыло и бесполезные, но симпатичные аэродинамические зеркала, изготовлены из карбона. Обвес – дело рук гения дизайна McLaren F1 и Jaguar XKR-15 Питера Стивенса, который нарисовал 22B. Такие легкие панели в сочетании с современными технологиями, такими как литий-ионный аккумулятор, весят 1208 кг. Эта машина на порядок легче Toyota GR86, но у нее в два раза больше ведущих колес и почти в два раза больше мощность.
Будучи производителем гоночных автомобилей, компания действительно пошла в город с гоночным двигателем Prodrive P25. Расточенный до 2,5 литров, новые шатуны, поршни, клапанный механизм, раллийный турбонаддув Garrett плюс улучшенное охлаждение в сумме дают выходную мощность «более 400 л.с.». Они все еще выясняют, сколько лошадей можно выжать из «боксера». Крутящий момент? Колоссальные 600 Нм. Он настолько мощный, что им пришлось ограничить максимальную скорость до 240 километров в час.
Внутри – отдельная история. Между сиденьями вы не найдете механической коробки передач. Гоночная команда, помните? Меньше аналоговой ностальгии, больше скорости. Нет, то, что вы найдете, — это панель управления, отмеченная кнопками с надписью «Boost», «Anti-Lag» и «Launch», которые позволяют вам быстро перейти к меню на центральном экране (включая Apple CarPlay, хотите верьте, хотите нет) для настройки карты двигателя и свирепости дроссельной заслонки.
Последний переключатель активирует систему лаунч-контрол, которая позаботится о первых двух переключениях шестиступенчатой секвентальной коробки передач за вас. Почему? Потому что за десятилетия ралли в Prodrive обнаружили, что машине требуется целых 0,8 секунды для переключения после того, как водитель отпускает тормоз, и часто они упираются в ограничитель оборотов. Эта функция автоматического переключения обеспечивает первые два переключения по 80 миллисекунд для экономии времени. Вам даже не нужно выжимать сцепление при переключении передач вверх или вниз. Если вы берете управление на себя, просто потяните за лепестки размером с банан, чтобы включить следующую передачу, или оттолкните их, чтобы переключиться вниз.
Настоящая родословная автоспорта повсюду. Я обожаю приподнятый педальный блок с его педалями на петлях в полу и положением водителя с поднятыми ногами. Вы можете убрать задние сиденья и получить каркас безопасности и ремни безопасности, сэкономив около 10 кг. Гидравлический ручной тормоз отключает центральный дифференциал при рывке, поэтому вы не вырываете с корнем задние карданные валы при быстром развороте. Подвеска на основе стоек от Bilstein, конечно, полностью регулируемая, а шины специально настроены для работы именно с этими амортизаторами.
Шины обуты на 19-дюймовые колесные диски, которые, на мой взгляд, кажутся слишком большими на этом миниатюрном кузове, но необходимы, чтобы спрятать огромные 380-миллиметровые передние тормозные диски. Колесные диски окрашены в серый цвет, потому что в Prodrive хотели, чтобы их автомобиль выделялся среди толп тюнингованных сине-золотых Scoobie.
Все это кричит: «Ломай меня полностью!» Но станет ли кто-нибудь? Все 25 экземпляров уже забронированы, несмотря на то, что они стоят 460 000 фунтов стерлингов… плюс налог. Это 552 тысячи фунтов стерлингов после того, как правительство получило свой кусок.
Причина, по которой Scoobie (и Evo) вошли в фольклор, заключается в том, что они были достижимы — доступные, легко дорабатываемые представители ралли, на которые вы могли бы реально рассчитывать, а затем погонять, чтобы унизить 911 Turbo или разорвать Ferrari. WRX — это герой класса «синих воротничков». Это очень особенное, но недостижимое, как обнаружить, что ваш невзрачный местный бар был переоборудован в закрытый элитный клуб, в котором вам не рады. Таков современный способ рестомоддинга.
Компания Prodrive построила потрясающе желанный объект. Я просто надеюсь, что владельцы будут использовать их, вместо того чтобы засунуть их в капсулу с идеальным микроклиматом. Автомобили, окружавшие нас сегодня вечером в мастерской, стали иконами не из-за того, как они выглядели или какими техническими характеристиками обладали на бумаге, а из-за того, как — в руках некоторых из величайших гонщиков в истории — они работали на пределе возможностей.