Top Gear. Топ Гир. Вряд ли существует на планете человек (в основном, конечно, мужского пола) старше 20 лет, который не слышал или не смотрел хотя бы один эпизод великого телешоу. А имена Джереми Кларксона, Ричарда Хаммонда и Джеймса Мэя навсегда вошли в негласный Зал Славы мировой автомобильной журналистики. Да что там – они создали новый жанр автомобильной гонзо-журналистики, которая была не про технические детали и всякую скучную чушь про степень сжатия в цилиндрах или размеры шин. Это были всегда субъективные ощущения, личные впечатления и эмоции. Настоящие. За что и любят до сих пор, когда «святая троица» уже покинула родные стены офиса BBC в Лондоне и стала самостоятельной компанией, которая производит шоу The Grand Tour для Amazon Prime.
Итак, вернемся в по-настоящему далекое прошлое.
Начало Top Gear
Оригинальное шоу и его название были придуманы продюсером Дереком Смитом, который предложил BBC Midlands концепцию ежемесячного телевизионного журнала. Основными темами были обзоры новых автомобилей, безопасность дорожного движения и советы автовладельцам. Этот формат уже был хорошо проверен программой Drive-In (позже переименованной в Wheels) канала Thames Television, выходившей с 1974 года. Причем вели ее будущие ведущие Top Gear Крис Гоффи и Сью Бейкер.

BBC Midlands заказала серию из девяти эпизодов Top Gear на 1977 год, отдав назначенному исполнительным продюсером шоу Смиту и собранному коллективу студию Pebble Mill Studios в Бирмингеме. В качестве ведущих пригласили Анджелу Риппон и Тома Койна, который был основным ведущим вечерних новостей Midlands Today. В качестве авторов сюжета пригласили местных репортеров, таких как Ноэль Эдмондс, Джереми Кларксон, Тифф Ниделл, Уильям Вуллард и Квентин Уилсон. Поскольку изначально шоу задумывалось как региональное, трансляции Top Gear поначалу были доступны только зрителям BBC Midlands.

BBC Midlands (известный как регион Мидленд с 1927 по 1974 год) — это английское региональное подразделение BBC, производящее локальный радио и веб-контент для Херефордшира, Шропшира, Стаффордшира, Уорикшира, Уэст-Мидлендса и Вустершира. Хотя этот регион неофициально назывался BBC West Midlands с тех пор, как BBC East Midlands стал отдельным регионом в 1991 году, он сохраняет название и бренд BBC Midlands, история которого восходит к 1927 году.
В 1978 году главный офис BBC заинтересовался шоуTop Gear и решил транслировать его на национальном уровне в Соединенном Королевстве, заказав десять эпизодов для первого сезона. Смит и Риппон остались, а Койна в качестве соведущего заменил Барри Гилл, который в начале шоу рассказывал про путешествия на автомобилях, техосмотр, женщину-пилота ралли, пробки, ржавчину и коррозию и тахографы в грузовиках.
Помимо обычных автомобильных тем, сюжеты рассказывали про автомобильные события, такие как гонка «24 часа Ле-Мана» и Британский международный автосалон. Год спустя BBC заказала второй сезон, в котором Риппон и Гилл остались ведущими, и к ним присоединилась новая команда репортеров.
Звездный период
К 1980 году растущая популярность программы привела к тому, что BBC включила Top Gear в основную сетку вещания канала BBC Two, выпуская по два сезона шоу в год. Первый выходил в конце зимы – начале весны, а второй в конце осени – начале зимы.
После второго сезона Риппон и Гилл покинули программу, и следующие два сезона Top Gear вел Ноэль Эдмондс, которого в дальнейшем сменил Уильям Вуллард, бывший ведущий научного шоу Tomorrow’s World на BBC1. В это же время в BBC и Top Gear пришли ведущие шоу канала Thames, Drive In/Wheels, Крис Гоффи и Сью Бейкер.
Смит работал исполнительным продюсером шоу до 1983 года, а затем передал дела Деннису Адамсу. В период с 1980 по 1985 годы в рамках программы делали специальные выпуски, посвященные автомобильным событиям, в том числе проводимому два раза в год Британскому автосалону и Лондонской автомобильной ярмарке. При этом в рамках BBC шоу Top Gear практически единолично освещало раллийные соревнования, которые не смогла охватить спортивная редакция вещателя.
В 1986 году Деннис Адамс ушел с поста исполнительного продюссера, которым стал Том Росс. Правда, через два года Росс стал редактором шоу, а его обязанности разделили Джон Бентли и Кен Поллок. Что характерно, в это время внутри BBC ходили упорные слухи о закрытии Top Gear. Судя по всему, боссы таким образом мотивировали коллектив шоу, который ради увеличения влияния и аудитории начал снимать буквально про все: потребительские советы, классические автомобили, мотоциклы и все, что имело отношение к автоспорту. Примерно в это же время в Top Gear начали появляться новые ведущие, которые со временем стали видными деятелями телевидения. Например, бывший пилот Формулы-1 Тифф Ниделл, а также Джереми Кларксон, которого Бентли переманил из журнала Performance Car.

Несмотря на постоянные обвинения общественности и некоторых изданий в том, что шоу поощряет легкомысленное поведение на дорогах и игнорирует вопросы, связанные с воздействием на окружающую среду, Top Gear показывал высокие рейтинги, регулярно становясь самой просматриваемой программой BBC Two с аудиторией каждого выпуска около пяти миллионов зрителей. Отчасти эта популярность была связана с Джереми Кларксоном, поскольку его необычный стиль повествования очень нравился аудитории. Например, в обзоре оригинального Vauxhall Vectra он откровенно честно высказал свое мнение об автомобиле, заявив «Я знаю, что это замена Cavalier. Знаю. Но я скажу вам, что это просто коробка на колесах».
В 1991 году Росс и Вуллард покинули шоу после 25-го сезона (вы же помните, что с 80-го года выходило по два сезона в год), а редактором 26-го сезона стал Бентли. В 1990-е годы появилось множество новых лиц, в том числе продавец автомобилей Квентин Уилсон, Стив Берри, гонщик Вики Батлер-Хендерсон и журналист Джеймс Мэй. В шоу появились новые рубрики, в том числе премия «Лучший автомобиль», номинантов которой выбирали ведущие. В это же время у Top Gear появились конкуренты на других каналах: шоу driven на Channel 4, Pulling Power канала Central, Vroom Vroom на Granada and даже на материнском канале BBC World транслировалось автомобильное шоу India’s Wheels.

С 1994 года в пару к телевизионному шоу Top Gear начали выпускать одноименный ежемесячный печатный журнал. В нем печатали опрос удовлетворенности автовладельцев, результаты которого вкратце озвучивали в шоу, а детальный материал публиковали в журнале. Автомобили возрастом двух и трех лет оценивались покупателями по шкале от 1 до 5 по таким факторам, как производительность, экономия топлива, качество сборки, надежность и обслуживание у дилеров. Toyota Corolla стала победителем первых четырех опросов (с 1994 по 1997 год), за ней последовали Subaru Impreza в 1998 и 1999 годах и Subaru Legacy в 2000 и 2001 годах. В первоначальном опросе 1994 года Vauxhall Frontera был признан наименее удовлетворительным автомобилем для владения, за ним годом позже последовал Ford Escort, в 1996 и 1997 годах — Lada Samara, Vauxhall Vectra в 1998 году, Ford Galaxy в 1999 году и Vauxhall Sintra в 2000 и 2001 годах. Автомобили таких компаний, как Honda, Mazda и Skoda также неизменно демонстрировали хорошие результаты в опросе, в то время как в отношении автомобилей таких брендов как Alfa Romeo, Citroen, Fiat, Peugeot, Renault и Rover, часто наблюдалось обратное. Mercedes-Benz и Volkswagen также иногда выделялись тем, что не соответствовали их традиционно высоким стандартам качества сборки и надежности.
Финал
В 1999 году, после ухода Кларксона, рейтинги шоу Top Gear, хоть и все еще достаточно высокие, начали неуклонно падать. На это повлияло также и то, что шоу покинули и другие члены команды, например, Брендон Куган. Он был вынужден уволиться после приговора суда за вождение в нетрезвом виде. Роль ведущих выполняли в основном Уилсон и Кейт Хамбл, а в финальном сезоне шоу вел бывший ведущий программы driven на Channel 4, Джейсон Барлоу.
Несмотря на то, что программа оставалась популярной на BBC Two и последний сезон непрерывно транслировался с сентября 2000 года по октябрь 2001 года, в BBC решили, что пора прекращать мучения и закрыла шоу Top Gear в декабре 2001 года.
После закрытия Top Gear большая часть команды и несколько ведущих программы решили перейти на Channel 5, подписав контракт на создание новой автомобильной программы. В соответствии с концепцией, разработанной как обновленный формат Top Gear, программа должна была включать в себя собственные обзоры автомобилей, советы потребителям и другие исследования автомобильной тематики, а Тифф Ниделл, Квентин Уилсон и Вики Батлер-Хендерсон должны были выступать в качестве ведущих. Джон Бентли становился продюсером нового шоу. Программа была запущена в апреле 2002 года под названием Fifth Gear (Пятая Передача) поскольку BBC сохранила права на название Top Gear.
Возрождение и перезапуск шоу Top Gear
После завершения первого сезона программы Fifth Gear на Channel 5 стало понятно, что никакие аналоги не заменят неповторимый оригинал. Да и Кларксон, судя по всему, загорелся идеей делать шоу, а вынужденный отпуск длиной в три года дал ему время переосмыслить концепцию и скорректировать идею.

Джереми Кларксон и его коллега-ведущий Энди Уилман убедили BBC возродить Top Gear в обновленном формате, перезапустив шоу 20 октября 2002 года. Компанию им составили Ричард Хаммонд и Джейсон Доу. Правда, во втором сезоне Доу заменили на Джеймса Мэя. Первую генерацию шоу решили называть «Старый Top Gear», чтобы подчеркнуть разницу концепций. Нумерация сезонов началась с первого, окончательно разделив шоу на «до» и «после».
Формат обновленного шоу был изменен. Теперь действие происходило в студии, где собирали зрителей, ставили автомобили, и ведущие работали как вместе, так и по отдельности. На старом военном аэродроме был построен тестовый трек Top Gear, на котором гоняли как сами ведущие, так и анонимный тест-пилот Стиг, роль которого на протяжении истории шоу играли несколько разных профессиональных гонщиков. Добавили также рубрику «Звезда в бюджетном автомобиле», роль которого в первом сезоне играл Suzuki Liana. Звездные гости должны были проехать на нем по треку и показать лучшее время.

С момента перезапуска шоу Top Gear не только вернуло былую славу в Британии, но и прославилось на весь мир. Новый стиль ведущих, которых любили и ненавидели за противоречивый юмор, субъективизм и критику автомобилей. Между тем, многие выпуски стали основой для мемов, которые живы до сих пор. А специальные выпуски, в которых ведущие отправлялись в самые отдаленные и необычные уголки земного шара, вошли в золотую коллекцию телевизионного контента.
Благодаря широкому распространению известности шоу Top Gear, его перевели практически на все языки мира, а локальные лицензированные адаптации шоу пытались выпускать буквально в каждой стране. В том числе и в России. Однако, как ни старались локальные продюсеры и ведущие, долго эти версии не жили – слишком разительно было отличие от оригинала. Кларксон, Хаммонд и Мэй с командой ездили на гастроли во многие страны мира (в России они также были), выпускали DVD, книги и писали колонки и статьи для разнообразных изданий.
Благодаря необычному стилю работы ведущих, высококлассной картинкой и необычным сюжетам, шоу Top Gear и знаменитое трио стали вдохновителями тысяч автомобильных журналистов и блогеров по всему миру. Конечно, приблизиться к их известности и завоевать любовь огромной аудитории не смог никто, однако влияние на индустрию в целом было огромным.
Состав шоу не менялся до конца 22-го сезона, когда 25 марта 2015 года BBC объявила о намерении не продлевать контракт с Кларксоном из-за конфликта с одним из продюсеров шоу на съемках. Вместе с ним из Top Gear ушли Хаммонд, Мэй и Уилман. Через некоторое время стало известно, что они подписали контракт с стриминговым сервисом Amazon на создание шоу The Grand Tour. Собственно, новое автомобильное шоу вышло 18 ноября 2016 года на Amazon Prime Video. Шоу повторяло формат Top Gear, только студия располагалась в огромной палатке, которую сначала размещали в разных локациях по всему миру, а потом нашли ей постоянное место в Котсуолдсе. После третьего сезона решено было отказаться от этого формата, сосредоточившись на создании специальных выпусков, которые больше похожи на настоящие фильмы в стиле роуд-муви.
Новая эра Top Gear
После ухода звезд, которые десятилетия тащили на себе шоу Top Gear, в BBC решили не останавливать съемки, а сменили состав ведущих. Хэдлайнером стал Крис Эванс, к нему присоединились актер Мэтт ЛеБлан и четыре соведущих 23-го сезона: автомобильный блогер Рори Рид, автогонщица Сабина Шмитц, журналист Крис Харрис и бывший владелец команды Формулы-1, Эдди Джордан.

Однако Эванс попытался с ходу копировать стиль Кларксона и в целом мотивировал команду делать то же самое с остальными ушедшими персонажами, что, ожидаемо, вызвало жестокую критику зрителей. Апогей хейта пришелся на момент, когда, не имея особых талантов к вождению, Эванс на съемках прокатился в боевом режиме с Сабиной Шмитц и в Интернет попало видео, как после очередного круга его стошнило. Попытка представить это шуткой не удалась и Крис покинул шоу.
Основным ведущим шоу стал ЛеБлан, к которому присоединились в студии Харрис и Рид. Три сезона трио смогло продержаться в эфире, однако зрители все равно продолжали критиковать состав. В итоге Top Gear покинули ЛеБлан и Рид, а ведущими вместе с Крисом Харрисом стали теле и радиоведущий, а также игрок в крикет Эндрю Флинтофф и актер Пэдди МакГиннесс.

Харрис, Флинтофф и МакГиннесс, наконец, смогли сменить скользкую дорожку копирования «святой троицы». С аутентичными ведущими (при сохранении общей концепции) шоу вновь начало набирать популярность. С 27-го сезона (вышедшего в 2019 году) Top Gear по показателям рейтингов вернулось к показателям 2015 года (что очень круто, поскольку вернуть ушедшую аудиторию на новых ведущих крайне сложно). По опросам британских зрителей, они отлично совмещали просмотр Top Gear, которое в 2020 году перенесли на главный канал BBC One и выпуски The Grand Tour с Кларксоном, Хаммондом и Мэем на Amazon Prime.
На сегодняшний день оригинальное шоу продолжает развиваться, находя новые форматы и модернизируя старые, а The Grand Tour не спеша снимает специальные проекты в разных странах, готовя трех друзей к заслуженной пенсии.