в

История шоу Top Gear

Вернемся к истокам самого известного автомобильного шоу мира, которое породило трех великих героев и вдохновило тысячи людей по всему миру

История шоу Top Gear

Top Gear. Топ Гир. Вряд ли существует на планете человек (в основном, конечно, мужского пола) старше 20 лет, который не слышал или не смотрел хотя бы один эпизод великого телешоу. А имена Джереми Кларксона, Ричарда Хаммонда и Джеймса Мэя навсегда вошли в негласный Зал Славы мировой автомобильной журналистики. Да что там – они создали новый жанр автомобильной гонзо-журналистики, которая была не про технические детали и всякую скучную чушь про степень сжатия в цилиндрах или размеры шин. Это были всегда субъективные ощущения, личные впечатления и эмоции. Настоящие. За что и любят до сих пор, когда «святая троица» уже покинула родные стены офиса BBC в Лондоне и стала самостоятельной компанией, которая производит шоу The Grand Tour для Amazon Prime.

Итак, вернемся в по-настоящему далекое прошлое.

Начало Top Gear

Оригинальное шоу и его название были придуманы продюсером Дереком Смитом, который предложил BBC Midlands концепцию ежемесячного телевизионного журнала. Основными темами были обзоры новых автомобилей, безопасность дорожного движения и советы автовладельцам. Этот формат уже был хорошо проверен программой Drive-In (позже переименованной в Wheels) канала Thames Television, выходившей с 1974 года. Причем вели ее будущие ведущие Top Gear Крис Гоффи и Сью Бейкер.

Анджела Риппон в Топ Гир
Анджела Риппон в первых сезонах шоу Top Gear

BBC Midlands заказала серию из девяти эпизодов Top Gear на 1977 год, отдав назначенному исполнительным продюсером шоу Смиту и собранному коллективу студию Pebble Mill Studios в Бирмингеме. В качестве ведущих пригласили Анджелу Риппон и Тома Койна, который был основным ведущим вечерних новостей Midlands Today. В качестве авторов сюжета пригласили местных репортеров, таких как Ноэль Эдмондс, Джереми Кларксон, Тифф Ниделл, Уильям Вуллард и Квентин Уилсон. Поскольку изначально шоу задумывалось как региональное, трансляции Top Gear поначалу были доступны только зрителям BBC Midlands.

Джереми Кларксон в первых сезонах шоу Top Gear
Джереми Кларксон в первых сезонах шоу Top Gear

BBC Midlands (известный как регион Мидленд с 1927 по 1974 год) — это английское региональное подразделение BBC, производящее локальный радио и веб-контент для Херефордшира, Шропшира, Стаффордшира, Уорикшира, Уэст-Мидлендса и Вустершира. Хотя этот регион неофициально назывался BBC West Midlands с тех пор, как BBC East Midlands стал отдельным регионом в 1991 году, он сохраняет название и бренд BBC Midlands, история которого восходит к 1927 году.

В 1978 году главный офис BBC заинтересовался шоуTop Gear и решил транслировать его на национальном уровне в Соединенном Королевстве, заказав десять эпизодов для первого сезона. Смит и Риппон остались, а Койна в качестве соведущего заменил Барри Гилл, который в начале шоу рассказывал про путешествия на автомобилях, техосмотр, женщину-пилота ралли, пробки, ржавчину и коррозию и тахографы в грузовиках.

Помимо обычных автомобильных тем, сюжеты рассказывали про автомобильные события, такие как гонка «24 часа Ле-Мана» и Британский международный автосалон. Год спустя BBC заказала второй сезон, в котором Риппон и Гилл остались ведущими, и к ним присоединилась новая команда репортеров.

Звездный период

К 1980 году растущая популярность программы привела к тому, что BBC включила Top Gear в основную сетку вещания канала BBC Two, выпуская по два сезона шоу в год. Первый выходил в конце зимы – начале весны, а второй в конце осени – начале зимы.

После второго сезона Риппон и Гилл покинули программу, и следующие два сезона Top Gear вел Ноэль Эдмондс, которого в дальнейшем сменил Уильям Вуллард, бывший ведущий научного шоу Tomorrow’s World на BBC1. В это же время в BBC и Top Gear пришли ведущие шоу канала Thames, Drive In/Wheels, Крис Гоффи и Сью Бейкер.

Смит работал исполнительным продюсером шоу до 1983 года, а затем передал дела Деннису Адамсу. В период с 1980 по 1985 годы в рамках программы делали специальные выпуски, посвященные автомобильным событиям, в том числе проводимому два раза в год Британскому автосалону и Лондонской автомобильной ярмарке. При этом в рамках BBC шоу Top Gear практически единолично освещало раллийные соревнования, которые не смогла охватить спортивная редакция вещателя.

В 1986 году Деннис Адамс ушел с поста исполнительного продюссера, которым стал Том Росс. Правда, через два года Росс стал редактором шоу, а его обязанности разделили Джон Бентли и Кен Поллок. Что характерно, в это время внутри BBC ходили упорные слухи о закрытии Top Gear. Судя по всему, боссы таким образом мотивировали коллектив шоу, который ради увеличения влияния и аудитории начал снимать буквально про все: потребительские советы, классические автомобили, мотоциклы и все, что имело отношение к автоспорту. Примерно в это же время в Top Gear начали появляться новые ведущие, которые со временем стали видными деятелями телевидения. Например, бывший пилот Формулы-1 Тифф Ниделл, а также Джереми Кларксон, которого Бентли переманил из журнала Performance Car.

Ведущие Top Gear в 1980 - 1990 годы
Ведущие Top Gear в 1980 — 1990 годы

Несмотря на постоянные обвинения общественности и некоторых изданий в том, что шоу поощряет легкомысленное поведение на дорогах и игнорирует вопросы, связанные с воздействием на окружающую среду, Top Gear показывал высокие рейтинги, регулярно становясь самой просматриваемой программой BBC Two с аудиторией каждого выпуска около пяти миллионов зрителей. Отчасти эта популярность была связана с Джереми Кларксоном, поскольку его необычный стиль повествования очень нравился аудитории. Например, в обзоре оригинального Vauxhall Vectra он откровенно честно высказал свое мнение об автомобиле, заявив «Я знаю, что это замена Cavalier. Знаю. Но я скажу вам, что это просто коробка на колесах».

В 1991 году Росс и Вуллард покинули шоу после 25-го сезона (вы же помните, что с 80-го года выходило по два сезона в год), а редактором 26-го сезона стал Бентли. В 1990-е годы появилось множество новых лиц, в том числе продавец автомобилей Квентин Уилсон, Стив Берри, гонщик Вики Батлер-Хендерсон и журналист Джеймс Мэй. В шоу появились новые рубрики, в том числе премия «Лучший автомобиль», номинантов которой выбирали ведущие. В это же время у Top Gear появились конкуренты на других каналах: шоу driven на Channel 4, Pulling Power канала Central, Vroom Vroom на Granada and даже на материнском канале BBC World транслировалось автомобильное шоу India’s Wheels.

Первый номер журнала Top Gear 1994 год
Первый номер журнала Top Gear 1994 год

С 1994 года в пару к телевизионному шоу Top Gear начали выпускать одноименный ежемесячный печатный журнал. В нем печатали опрос удовлетворенности автовладельцев, результаты которого вкратце озвучивали в шоу, а детальный материал публиковали в журнале. Автомобили возрастом двух и трех лет оценивались покупателями по шкале от 1 до 5 по таким факторам, как производительность, экономия топлива, качество сборки, надежность и обслуживание у дилеров. Toyota Corolla стала победителем первых четырех опросов (с 1994 по 1997 год), за ней последовали Subaru Impreza в 1998 и 1999 годах и Subaru Legacy в 2000 и 2001 годах. В первоначальном опросе 1994 года Vauxhall Frontera был признан наименее удовлетворительным автомобилем для владения, за ним годом позже последовал Ford Escort, в 1996 и 1997 годах — Lada Samara, Vauxhall Vectra в 1998 году, Ford Galaxy в 1999 году и Vauxhall Sintra в 2000 и 2001 годах. Автомобили таких компаний, как Honda, Mazda и Skoda также неизменно демонстрировали хорошие результаты в опросе, в то время как в отношении автомобилей таких брендов как Alfa Romeo, Citroen, Fiat, Peugeot, Renault и Rover, часто наблюдалось обратное. Mercedes-Benz и Volkswagen также иногда выделялись тем, что не соответствовали их традиционно высоким стандартам качества сборки и надежности.

Финал

В 1999 году, после ухода Кларксона, рейтинги шоу Top Gear, хоть и все еще достаточно высокие, начали неуклонно падать. На это повлияло также и то, что шоу покинули и другие члены команды, например, Брендон Куган. Он был вынужден уволиться после приговора суда за вождение в нетрезвом виде. Роль ведущих выполняли в основном Уилсон и Кейт Хамбл, а в финальном сезоне шоу вел бывший ведущий программы driven на Channel 4, Джейсон Барлоу.

Несмотря на то, что программа оставалась популярной на BBC Two и последний сезон непрерывно транслировался с сентября 2000 года по октябрь 2001 года, в BBC решили, что пора прекращать мучения и закрыла шоу Top Gear в декабре 2001 года.

После закрытия Top Gear большая часть команды и несколько ведущих программы решили перейти на Channel 5, подписав контракт на создание новой автомобильной программы. В соответствии с концепцией, разработанной как обновленный формат Top Gear, программа должна была включать в себя собственные обзоры автомобилей, советы потребителям и другие исследования автомобильной тематики, а Тифф Ниделл, Квентин Уилсон и Вики Батлер-Хендерсон должны были выступать в качестве ведущих. Джон Бентли становился продюсером нового шоу. Программа была запущена в апреле 2002 года под названием Fifth Gear (Пятая Передача) поскольку BBC сохранила права на название Top Gear.

Возрождение и перезапуск шоу Top Gear

После завершения первого сезона программы Fifth Gear на Channel 5 стало понятно, что никакие аналоги не заменят неповторимый оригинал. Да и Кларксон, судя по всему, загорелся идеей делать шоу, а вынужденный отпуск длиной в три года дал ему время переосмыслить концепцию и скорректировать идею.

1 сезон возрожденного шоу Top Gear 2002 год
1 сезон возрожденного шоу Top Gear 2002 год. Кларксон, Хаммонд и Доу

Джереми Кларксон и его коллега-ведущий Энди Уилман убедили BBC возродить Top Gear в обновленном формате, перезапустив шоу 20 октября 2002 года. Компанию им составили Ричард Хаммонд и Джейсон Доу. Правда, во втором сезоне Доу заменили на Джеймса Мэя. Первую генерацию шоу решили называть «Старый Top Gear», чтобы подчеркнуть разницу концепций. Нумерация сезонов началась с первого, окончательно разделив шоу на «до» и «после».

Формат обновленного шоу был изменен. Теперь действие происходило в студии, где собирали зрителей, ставили автомобили, и ведущие работали как вместе, так и по отдельности. На старом военном аэродроме был построен тестовый трек Top Gear, на котором гоняли как сами ведущие, так и анонимный тест-пилот Стиг, роль которого на протяжении истории шоу играли несколько разных профессиональных гонщиков. Добавили также рубрику «Звезда в бюджетном автомобиле», роль которого в первом сезоне играл Suzuki Liana. Звездные гости должны были проехать на нем по треку и показать лучшее время.

Кларксон, Хаммонд, Мэй
Кларксон, Хаммонд, Мэй

С момента перезапуска шоу Top Gear не только вернуло былую славу в Британии, но и прославилось на весь мир. Новый стиль ведущих, которых любили и ненавидели за противоречивый юмор, субъективизм и критику автомобилей. Между тем, многие выпуски стали основой для мемов, которые живы до сих пор. А специальные выпуски, в которых ведущие отправлялись в самые отдаленные и необычные уголки земного шара, вошли в золотую коллекцию телевизионного контента.

Благодаря широкому распространению известности шоу Top Gear, его перевели практически на все языки мира, а локальные лицензированные адаптации шоу пытались выпускать буквально в каждой стране. В том числе и в России. Однако, как ни старались локальные продюсеры и ведущие, долго эти версии не жили – слишком разительно было отличие от оригинала. Кларксон, Хаммонд и Мэй с командой ездили на гастроли во многие страны мира (в России они также были), выпускали DVD, книги и писали колонки и статьи для разнообразных изданий.

Благодаря необычному стилю работы ведущих, высококлассной картинкой и необычным сюжетам, шоу Top Gear и знаменитое трио стали вдохновителями тысяч автомобильных журналистов и блогеров по всему миру. Конечно, приблизиться к их известности и завоевать любовь огромной аудитории не смог никто, однако влияние на индустрию в целом было огромным.

Состав шоу не менялся до конца 22-го сезона, когда 25 марта 2015 года BBC объявила о намерении не продлевать контракт с Кларксоном из-за конфликта с одним из продюсеров шоу на съемках. Вместе с ним из Top Gear ушли Хаммонд, Мэй и Уилман. Через некоторое время стало известно, что они подписали контракт с стриминговым сервисом Amazon на создание шоу The Grand Tour. Собственно, новое автомобильное шоу вышло 18 ноября 2016 года на Amazon Prime Video. Шоу повторяло формат Top Gear, только студия располагалась в огромной палатке, которую сначала размещали в разных локациях по всему миру, а потом нашли ей постоянное место в Котсуолдсе. После третьего сезона решено было отказаться от этого формата, сосредоточившись на создании специальных выпусков, которые больше похожи на настоящие фильмы в стиле роуд-муви.

Новая эра Top Gear

После ухода звезд, которые десятилетия тащили на себе шоу Top Gear, в BBC решили не останавливать съемки, а сменили состав ведущих. Хэдлайнером стал Крис Эванс, к нему присоединились актер Мэтт ЛеБлан и четыре соведущих 23-го сезона: автомобильный блогер Рори Рид, автогонщица Сабина Шмитц, журналист Крис Харрис и бывший владелец команды Формулы-1, Эдди Джордан.

Новый состав ведущих шоу Top Gear
Новый состав ведущих шоу Top Gear. Слева направо: Рори Рид, Сабина Шмитц, Мэтт ЛеБлан, Крис Эванс, Крис Харрис, Эдди Джордан и Стиг

Однако Эванс попытался с ходу копировать стиль Кларксона и в целом мотивировал команду делать то же самое с остальными ушедшими персонажами, что, ожидаемо, вызвало жестокую критику зрителей. Апогей хейта пришелся на момент, когда, не имея особых талантов к вождению, Эванс на съемках прокатился в боевом режиме с Сабиной Шмитц и в Интернет попало видео, как после очередного круга его стошнило. Попытка представить это шуткой не удалась и Крис покинул шоу.

Основным ведущим шоу стал ЛеБлан, к которому присоединились в студии Харрис и Рид. Три сезона трио смогло продержаться в эфире, однако зрители все равно продолжали критиковать состав. В итоге Top Gear покинули ЛеБлан и Рид, а ведущими вместе с Крисом Харрисом стали теле и радиоведущий, а также игрок в крикет Эндрю Флинтофф и актер Пэдди МакГиннесс.

Новый состав ведущих Top Gear
Новый состав ведущих Top Gear. Фредди Флинтофф, Крис Харрис, Пэдди МакГиннесс

Харрис, Флинтофф и МакГиннесс, наконец, смогли сменить скользкую дорожку копирования «святой троицы». С аутентичными ведущими (при сохранении общей концепции) шоу вновь начало набирать популярность. С 27-го сезона (вышедшего в 2019 году) Top Gear по показателям рейтингов вернулось к показателям 2015 года (что очень круто, поскольку вернуть ушедшую аудиторию на новых ведущих крайне сложно). По опросам британских зрителей, они отлично совмещали просмотр Top Gear, которое в 2020 году перенесли на главный канал BBC One и выпуски The Grand Tour с Кларксоном, Хаммондом и Мэем на Amazon Prime.

На сегодняшний день оригинальное шоу продолжает развиваться, находя новые форматы и модернизируя старые, а The Grand Tour не спеша снимает специальные проекты в разных странах, готовя трех друзей к заслуженной пенсии.

Обновленный Nissan GT-R

Nissan представил GT-R Premium T-Spec и Nismo Special Edition в Японии

Тизер Mazda CX-90

Mazda показала тизер-распаковку кроссовера CX-90