11 ноября 2008 г. Gymkhana Practice вышла в YouTube, и челюсти забарабанили по напольным покрытиям по всему миру. Это было наше знакомство с Кеном Блоком. Через 1 минуту 22 секунды он бросает свой Subaru вбок на невероятно высокой скорости, и в этот момент мы поняли две вещи: 1) для этого и был создан Интернет и 2) Кен Блок станет великим.
Он и стал, и не только на YouTube. Стал большим человеком и большой личностью. В жизни он был расслаблен и дружелюбен, очень уверен в себе, но не дерзок и не заносчив. Колин МакРей был его героем, ралли было спортом, который он любил с детства и на который нацелился с 2005 года после того, как продал свою долю в обувном бренде DC.
Проделывать безумные трюки на раллийных автомобилях не было чем-то новым — Nitro Circus появился примерно в то же время, X Games представили свой движ за пару лет до этого, — но это были мероприятия стадионного формата, ориентированные как на живую аудиторию, так и на онлайн-опыт. Гениальность Кена заключалась в том, чтобы сосредоточиться на съемках, упаковать свои навыки и воображение в пятиминутный фильм для Интернета. Так родилась Джимхана.
Первое настоящее знакомство с Кеном произошло в 2007 году, когда он пронесся на своей раллийной Subaru Impreza по новозеландскому снежному парку, прыгая вместе со сноубордистами. Помните это? Да, я едва мог поверить в то, что видел. Это стоило ему перелома позвоночника, но открыло нам глаза на большие перспективы. На следующий год мы их получили.
Формула использования гоночной машины вне соревнований с годами расширилась. Ken Block Rallying превратилась в Hoonigan Industries, автомобили стали более индивидуальными, локации более экзотическими, спонсоры серьезнее, трюки еще безумнее. У всех нас есть свои любимые: для меня пончик внутри вешалки в Gymkhana Practice, вращение на Montlhéry в Gymkhana 3 и прыжок через холмы Сан-Франциско в пятой части. В то время каждый из трюков был важным моментом.
Это были крупнобюджетные фильмы, посвященные тому, чтобы сделать автомобили крутыми, и мы упивались им, он показал нам, что в автомобильной жизни есть нечто большее, чем гонки или соревнования. Да, другие вещи, такие как дрифт и ралли-кросс, были и раньше и раздвигали границы, но Кен Блок был центром нашей страсти, полярная звезда, которой можно было восхищаться.
Его влияние не следует недооценивать, потому что он (и его команда) понимал, что речь идет о визуальных эффектах, о размещении камер там, где их никогда раньше не было, о взрывах, пончиках, дыме, сегвеях, шинах и салазках и, ну, обо всем, что делает автомобили захватывающими, драматичными и опасными.
Его фоном были не автомобили, а скейтерская обувь. Внимание Кена к маркетингу в DC Shoes заставило их ставить трюки и создавать визуальный контент и рекламу для продвижения продукта. Именно это калифорнийское отношение к экстремальному и уличному спорту он объединил с ралли, чтобы создать Джимхану и сделать ее глобальным явлением.
Эту безжалостную, головокружительную, высокооктановую, наполненную трюками бомбардировку мы видим во многих автомобильных шоу в наши дни. Она является чистым экстремальным спортом во всем, от лыж до катания на горных велосипедах. Были бы такие спортсмены, как Дэнни МакАскилл и Маркус Эдер, такими же успешными, если бы Кен Блок не помог создать формат и открыть эту аудиторию?
Не будет преувеличением сказать, что мы все многому у него научились. Его влияние ощущалось повсюду, особенно в Top Gear. Он появлялся в сериале несколько раз, на самом деле мы запрыгнули в поезд Блока раньше, отправив Джеймса Мэя сниматься с ним в 2009 году. Затем в 2016 году мы работали с ним над созданием фильма в Лондоне. Это остается самым просматриваемым фильмом, который TopGear когда-либо размещал на YouTube.
Я сидел рядом с ним в машинах пару раз. Он выглядел как-то неловко. Сидел далеко от руля, ехал с совершенно прямыми руками, опустив подбородок, запрокинув голову, но по первому броску машины в бок вы знали, что он точен, уже полностью доверял машине и мог заставить ее двигаться как необходимо в моменте.
С ним было весело, и это проявлялось в его вождении и фильмах. Не будет преувеличением назвать его революционером. Он понимал искусство вождения лучше, чем кто-либо, его влияние выходит далеко за рамки обычной автомобильной аудитории и трансформировало автомобильную культуру для онлайн-поколения. Его наследие заключается не только в его фильмах и произведениях, но и в его способности вдохновлять людей на будущее. И это не умрет вместе с ним. Спасибо, Кен.