Администрация США считает, что китайские компании, производящие мобильные автомобильные технологии, могут представлять угрозу ее национальной безопасности. В ответ она планирует запретить их.
Предлагаемое правило, которое должно пройти дополнительную проверку перед тем, как стать законом, «запрещает импорт и продажу транспортных средств с определенным оборудованием или программным обеспечением VCS или ADS, связанным с КНР или Россией».
Программное обеспечение Vault Connectivity (VCS) включает в себя такие вещи, как блоки управления телематикой, модули Bluetooth, сотовой связи, спутниковой связи и Wi-Fi. Компоненты автоматизированных систем вождения, или ADS, предназначены для осуществления перехода к автономным транспортным средствам. Такие компоненты «позволяют собирать информацию о географических регионах и критически важной инфраструктуре».
«Информационный бюллетень», выпущенный Белым домом и (очень дипломатично) озаглавленный «Защита Америки от технологий подключенных транспортных средств из стран, вызывающих беспокойство», гласит, что «китайские автопроизводители стремятся доминировать в технологиях подключенных транспортных средств».
Далее в информационном бюллетене упоминаются Китай и Россия как представляющие «особенно острую угрозу». Предлагаемая поправка заключается в ограничении поставок компонентов из Китая и России с 2027 года для программного обеспечения и с 2030 года для оборудования.
Правда, эти системы «открывают возможности для злоумышленников» желающих взять под контроль автомобиль. Но вот в чем суть интернет-безопасности: вам не обязательно производить или владеть компонентом, чтобы взять его под контроль и осуществить свои гнусные намерения, если вы достаточно умны.
Как подтвердят многие хакеры-«белые шляпы» (хорошие парни), поставщики из не представляющих угрозы стран непреднамеренно оставляют уязвимости в своем программном обеспечении, чтобы нехорошие люди могли ими воспользоваться довольно часто. Так не переусердствуют ли США? Возможно, нет.
Центр стратегических и международных исследований (CSIS), базирующийся в Штатах, отслеживает значительные мировые киберинциденты с 2006 года. Из 34 инцидентов, зарегистрированных с января 2024 года, китайские хакеры ответственны за шесть эпизодов, российские хакеры были идентифицированы в 13, а подозреваемые в восьми остаются неизвестными. Еще пять были из пяти других стран.
Для ясности, эти инциденты не являются исключительно кибератаками на США, но очевидно, что плохие парни как в России, так и в Китае работают и в Интернете. Только в двух из этих 34 событий были подозреваемые внутри США. Министр торговли США Джина Раймондо заявила: «Не нужно много воображения, чтобы понять, как иностранный противник, имеющий доступ к этой информации, может представлять серьезную угрозу как нашей национальной безопасности, так и конфиденциальности граждан США. Для решения этих проблем национальной безопасности Министерство торговли предпринимает целенаправленные, упреждающие шаги, чтобы не допустить использования технологий КНР и российского производства на американских дорогах».
Неудивительно, что официальные лица из Пекина не в восторге от этой новости. В своем заявлении представитель китайского министерства торговли сказал: «Практика США не имеет под собой фактической основы, нарушает принципы рыночной экономики и честной конкуренции и является типичным протекционистским актом».
«Китай призывает Соединенные Штаты прекратить свою неправильную практику обобщения национальной безопасности, немедленно отменить соответствующие ограничения и прекратить необоснованное подавление китайских компаний».
«Китай примет необходимые меры для решительной защиты законных прав и интересов китайских компаний», — добавили в нем.
Руководитель BYD UK Майкл Шу недавно прокомментировал опасения властей по поводу использования данных и отслеживания европейских граждан. Шу заверил клиентов, что данные не покинут континент, и сослался на некитайские компании, с которыми связано программное обеспечение, предоставляющее облачные сервисы, в которых установлены более строгие правила конфиденциальности.
К слову, информацию о том, какие именно российские технологии в автомобильной промышленности планируется запретить, власти США не дают. Видимо, это либо что-то очень секретное, о чем не знают даже на российском рынке, либо на компьютерах американских конгрессменов так работает автозамена. Когда вводишь «Китай», автоматически подставляется «Китай и Россия». Тем не менее, хочется надеяться, что российские инженеры все же смогли разработать что-то такое, что достойно запрета в США. С нетерпением будем ждать появления данной технологии в отечественных автомобилях.