в

Вот почему Ford вернулся в Формулу-1 с Red Bull Racing

На яркой презентации в Нью-Йорке Top Gear взял интервью у ключевых людей, участвовавших в возвращении Ford в Формулу-1

Ford вернулся в Формулу-1 с Red Bull Racing

Итак, Ford возвращается в Формулу-1. Среди всех влиятельных персон и фанатов Формулы-1, которые собрались в Нью-Йорке на двойной премьере Red Bull Racing и Ford, вероятно, была горстка людей, достаточно взрослых, чтобы помнить два последних приключения компании в королевских гонках. Не говоря уже о 155 победах в Гран-при, 12 чемпионских титулах и 10 Кубках конструкторов, которые Ford-Cosworth DFV завоевал в период с 1967 по 1983 год.

Я не настолько стар. Но я присутствовал на открытии Гран-при Стюарта в 1997 году, когда сэр Джеки Стюарт убедил Ford поддержать его новую команду. Рубенс Баррикелло финишировал вторым на Гран-при Монако в том году, а Джонни Герберт одержал единственную победу для команды на Гран-при Европы на Нюрбургринге в 1999 году. Но всего через три сезона сэр Джеки продал компанию Ford за, по слухам, 65 миллионов фунтов стерлингов. Одна из его лучших сделок в карьере. И единственная.

 

Затем Ford переименовал команду в Jaguar F1, чтобы повысить свой авторитет в те пьянящие, богатые деньгами дни. Я тоже был на этой премьере, в крикетном клубе MCC, если я правильно помню, в 2000 году. Ники Лауда какое-то время курировал Jaguar F1 и нанял Гюнтера Штайнера в качестве управляющего директора. Я брал интервью у обоих в то время, и они были… раздражительными, позитива явно не хватало. Терпение Форда вскоре лопнуло, и в ноябре 2004 года он продал команду Red Bull — да, я тоже был на той пресс-конференции — и, ну, мы знаем, что было дальше. Множество побед в гонках и чемпионатах, а также появление, возможно, самой выдающейся команды F1 21-го века, наряду с Mercedes-AMG. Теперь колесо совершило почти полный оборот.

«Раньше F1 была такой красивой вещью. Теперь взгляните на нее… а что касается этих трех гонок в США, это же вообще!» друг и бывший инсайдер отрасли сообщил мне, что генеральный директор Ford Джим Фарли присоединился к генеральному директору Red Bull Racing Кристиану Хорнеру на сцене вместе с Максом Ферстаппеном, Серхио Пересом и вернувшимся блудным сыном команды Даниэлем Риккардо. Стоит ли отложить неизбежный цинизм в сторону и слушать новости?

Это, безусловно, интригующий поворот событий. Я знаю парня из Liberty Media, который дал зеленый свет Drive To Survive от Netflix, и помню, как обсуждал это с ним на Гран-при Абу-Даби еще в 2018 году. По мне, так это звучало хорошо. Я надеюсь, что он получил хороший бонус за это, потому что он полностью изменил имидж F1, особенно в США. Liberty — это гигант американских СМИ, и войти в США — это Святой Грааль. Дело сделано. Возвращение, возможно, самого известного американского бренда из всех и, безусловно, самого крупного автомобильного бренда в Формулу-1 — это огромное дело для всех.

Red Bull был очень близок к сделке с Porsche в прошлом году, но, очевидно, все пошло не так, потому что Porsche хотела стать крупным акционером, получить большинство голосов во всех будущих решениях и, возможно, даже заменить Кристиана Хорнера одним из своих людей. Это было в августе прошлого года, так что либо у Хорнера был крутой план Б, либо в Ф1 действительно все происходит очень быстро.

Создав свое подразделение Powertrain на обновленной базе в Милтон-Кейнсе и, по-видимому, многому научившись в отношениях с Honda, Red Bull не нуждается в Ford, чтобы создать совершенно новый двигатель. Нет, ему нужна помощь с электродвигателем мощностью 350 кВт и соответствующим программным обеспечением, которое является основой технического регламента 2026 года. У Ford в этом мощная экспертиза. А Ford? Он может поместить знаменитый логотип на автомобиль Формулы-1, который, вероятно, выиграет чемпионат, в эпоху, когда устойчивое топливо и стремление к углеродной нейтральности совпадают с его собственными целями. Кроме того, все компетенции Red Bull развились в Ф1. Вот что сказал мне генеральный директор Ford Джим Фарли.

«Самое важное — это то, как мы реализовываем обмен технологиями. Вот почему это начало меня вдохновлять. Когда около трех лет назад мы начали серьезно относиться к электромобилям, мы поняли, что аэродинамика станет самым важным качеством в продукте. Аккумулятор такой тяжелый и такой дорогой, что любой, кто придумает лучшую аэродинамику, сделает эту батарею меньше, что означает более низкую стоимость и большую доступность. Любой может сделать электромобиль. Но если вы хотите заработать на этом деньги, вам лучше свести к минимуму размер этой батареи. Для этого вам нужна лучшая аэродинамика, чем у других».

«Итак, нам нужно было нанять людей, а где мы берем лучших специалистов по аэродинамике? В Формуле-1. Так что мне все равно нужно было нанять этих парней, чтобы стать лидерами в нашем бизнесе по производству серийных автомобилей. Кристиану и команде нужно с 2026 года повысить плотность энергии в батареях и лучшее программное обеспечение для управления этим аккумуляторным элементом. И у нас действительно хорошо получается благодаря исследованиям и разработкам, а также инвестициям, которые мы делаем. В конце концов, это было так: «Вам нужно это, мне нужно это… давайте вместе заставим это работать».

Фарли, который сам по себе является опытным гонщиком и рекламирует оригинальный GT40, признает, что быстро набирающий популярность имидж F1 в США был полезным фактором.

«Мы производим 5 миллионов автомобилей в год, и прибавим еще 2 миллиона единиц. Даже в двадцатые годы Ford никогда не рос так, как будет расти в ближайшие несколько лет. У меня есть много электромобилей для продажи. Кто лучший амбассадор? Макс, Чеко или Даниэль? Или лучше нанять голливудскую звезду?»

Он продолжает: «В автоспорте есть риски. Но это спорт плоть от плоти нашей отрасли. Если бы мы производили спортивную обувь, мы были бы на футбольном или каком-то другом поле. Будь то телеметрия, программное обеспечение, аэродинамика или управление аккумулятором, сейчас самое подходящее время для обмена технологиями. Но это не имеет никакого отношения к сжиганию топлива. Вы не сможете создать большой бизнес по производству электромобилей, если не инвестируете в него. Билл и я хотим сделать это в то время, когда спорт становится экологичным, мы хотим, чтобы амбассадоры были знающими людьми, и больше всего мы хотим ассоциироваться с победами».

Никто в Нью-Йорке не раскрывает сумму сделки, но я понимаю, что она очень рентабельна. Форд не тратит деньги на самолюбие и получил то, что хотел, не раскошелившись на всю команду. «Нам это неинтересно. У нас в Ford нет проблем с самолюбием», — говорит Фарли.

Что касается Кристиана Хорнера, который в свое время участвовал в гонках на автомобиле F3000 с двигателем Ford, он видит очень конструктивную картину в целом. «У Ford огромное спортивное наследие. После встречи с Биллом [Фордом] и Джимом их страсть к гонкам стала очевидной. Обсуждение было максимально конструктивно, мы поняли цели и задачи друг друга, а также то, что мы не собирались залезать в сферу интересов друг друга. Мы могли помочь им, а они могли помочь нам. Это было очень естественно».

Хорнер говорит, что он встретился с глобальным боссом Ford по автоспорту Марком Рашбруком «в конце лета. Затем у нас была встреча с Биллом и Джимом по пути в Сан-Паулу [перед Гран-при Бразилии, 13 ноября]».

Я спрашиваю его, что именно Red Bull Racing получит от сделки. «Мы получим доступ ко всем исследованиям и разработкам по гибридной технологии, особенно к аккумуляторной батарее и программному обеспечению. Это область, в которой независимый производитель двигателей в Формуле-1 находится в проигрыше по сравнению с Mercedes, Ferrari, Renault и Audi. Теперь у нас есть поддержка крупного OEM-производителя в области, требующей огромных инвестиций».

«Речь идет не об идентичности бренда. Все знают Ford. Речь идет о техническом обучении».

 

Рашбрук, который руководит всем, от программы Ford NASCAR до предстоящего автомобиля Mustang GT3 и его участия в NHRA, настаивает на том, что обмен технологиями сейчас является абсолютно ключевой — и добросовестной частью сделки.

«У нас есть много ресурсов, опыта и знаний — с точки зрения технологии аккумуляторных элементов, электродвигателя, управляющего программного обеспечения и аналитики. Очевидно, что у Red Bull Racing отличная техническая база. Партнерство усиливает обоих партнеров, и такое сочетание знаний и опыта позволит создать очень конкурентоспособную силовую установку».

«Мы не входим в Формулу-1 со всей мощью оружия, пытаясь проникнуть во все уголки машины. Мы подходим очень стратегически. Дело не в логотипе на боку машины или в том, насколько велик этот логотип. Маркетинг, конечно, часть этого, но речь идет не об идентичности бренда. Все знают Ford. Речь идет о техническом обучении и связи с гоночной командой и с гонщиками, чтобы рассказать историю о технологии. Речь не о том, кто что приносит в процентах, это больше о том, кто приносит то, что нам нужно для успеха».

Коллаборация Red Bull Racing/Ford начинается сейчас и продлится до 2030 года. Я спрашиваю Макса Ферстаппена, чей контракт с командой на 40 миллионов фунтов стерлингов в год действует до 2028 года, что он думает по этому поводу и что он знает. «Я много разговариваю с Кристианом и Хельмутом [Марко], и через пару месяцев я понял, что все становится серьезно, хотя все дело в том, чтобы заключить сделку. Образ мышления, производительность, приверженность… это очень захватывающе. И они тоже взволнованы, что действительно важно».

Ферстаппен, конечно же, выступил против якобы «фальшивого противостояния», созданного создателями сериала Drive To Survive. Но он согласился участвовать в новом сезоне, который стартует 24 февраля, обсудив свои чувства с продюсерами. «Я всегда хотел быть частью этого, но сказал, что это должно быть реалистичное изображение того, какой я есть», — сказал он. «Они приняли мое мнение, и я понимаю в целом, что когда вы создаете шоу, оно должно быть драматичным и захватывающим».

Но разве шоу-бизнес все больше не отвлекает от гонок, говорю я.

«Это зависит от того, сколько вы хотите дать. Есть предел тому, как далеко вы можете зайти, вы всегда можете сказать: «Хватит». Некоторые пилоты любят открываться, делиться многими вещами, но я предпочитаю немного больше конфиденциальности. Но все люди разные».

Кто-то вроде Айртона Сенны не стал бы участвовать, не так ли? Его взгляд на мгновение грустнеет.

«Мне очень трудно это комментировать. Я никогда не встречался с ним. Поэтому трудно говорить за кого-то другого. Послушайте, сейчас тоже другие времена, и, если вы не выросли с этим, вы можете этого не понять. Времена меняются во всем мире, по сравнению с тем, что было даже 10 лет назад. Лучше сосредоточиться на том, что мы можем контролировать».

Что ж, менять времена, так менять времена.

Логан Сарджент

Американский новичок Логан Сарджент рад трем домашним гонкам

Alfa Romeo 2023

Alfa Romeo C43 F1 выглядит очень хорошо